Польза плавания

Главная \ Польза плавания

Польза грудничкового плавания

Вода для младенца чрезвычайно полезна. Влияние на работу организма в целом происходит не только за счёт собственно физических упражнений (физических нагрузок), а так же за счёт особенностей самой водной среды: её вязкости, плотности, теплоёмкости, теплопроводности, давления. Это и затрудняет движения, и создаёт опору для выполнения двигательных действий.  ( Об этом говорят развные авторы: Б.П.Никитин  (1992),   Комаровский Е.О. (2003), Булгакова Н.Ж. (2002), Котляров А.Д. (2002), Скрипалёв В.С. (2006), Бурачевский Л. (1998), Мелхерм У. (2004), Соколова Н.Г. (2007) и др.)

Водный массаж. Гидростатическое давление, которое оказывается тяжестью воды на каждую точку тела, погружённого в неё, в сочетании с силой водного потока, которая возникает во время собственных движений пловца (или проводок младенца по воде с разной скоростью), можно считать своеобразным видом водного массажа. Очень приятного и полезного.

Дыхание. При вертикальном погружении человека (в том числе и младенца) в воду до уровня шеи, вдох затрудняется, а выдох облегчается.  Так тренируются мышцы, отвечающие за дыхание. На суше подобная тренировка не возможна. Для младенца, который в первые месяцы своей жизни проводит много в лежачем положении, такая нагрузка на органы дыхания является мощным фактором укрепления здоровья.  гр.пл.igorek

Тренировка различных систем организма. Теплоёмкость воды в 4 раза больше, а теплопроводность в 25 раз выше, чем у воздуха. Поэтому на  температуру воды организм человека реагирует значительно сильнее. За счёт этой реакции происходят изменения в различных системах. Организм тренируется переносить перепады температур. 

Кровообращение человека в водной среде изменяется в зависимости от температуры  воды и длительности её воздействия.  Так  при  воздействии ледяной (0-13°С), холодной (14-22°С) или воды комнатной температуры (23-29°С), а при малых нагрузках и  тёплой  (до 32°С) воды реакция организма идёт по следующей схеме: проприорецепторы, реагируя на температуру, повышают тонус периферических сосудов, сужая их (для уменьшения потери организмом тепла), в результате увеличивается количество крови, которое возвращается к сердцу, что приводит к усиленной его работе. В результате преодоления  дозированных и посильных нагрузок во время систематических занятий сердечная мышца укрепляется (собственно сердце тренируется). При работе в  воде  температурой выше 32°С тело реагирует иначе. Происходит расширение сосудов для предотвращения перегрева организма. Уменьшение тонуса сосудов увеличивает периферическое кровоснабжение, трофику тканей, а уменьшение тонуса мышечных тканей приводит к их размягчению  (в том числе рубцовых и контрактурных тканей), уменьшению отёков, увеличению подвижности суставов. При температуре 36-37°С притупляются болевые ощущения. Эти реакции организма эффективно используются в реабилитационных целях, в том числе и при работе с грудными детьми.

Пребывание в воде, особенно в сочетании с активными двигательными упражнениями, является хорошим средством закаливания (t° воды не выше 32°С для детей и 29°С для взрослых). При систематических водных занятиях происходит тренировка организма к быстрой перестройки на работу  в условиях, требующих увеличения теплозатрат. Организм, привыкший систематически работать с перепадами температур, адекватно реагирует на подобные изменения в любых ситуациях без стресса и снижения жизненных сил. Как отмечает Соколова Н.Г. (2007) повышенное воспроизводство тепла при плавании требует активизации процессов обмена веществ, что в свою очередь приводит к улучшению роста, развития организма и совершенствованию его систем жизнеобеспечения. Понятно, что в детском возрасте это имеет особое значение, так как период младенчества (от 0 до года) характеризуется самым быстрым и значительным ростом и развитием организма в целом. А.Д.Тимофеева (2000 «Советы детского доктора»), как врач, говорит об обязательном закаливании детей, причём делает акцент на то, что вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26°С приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 °С. Понятно, что для укрепления здоровья младенца, водная среда с её воздействием  должна стать средой обитания, образом жизни, а не только видом процедур. 

У нас в России (тогда СССР) в 1978 году провели исследование. Под контролем врачей и физиологов плаванию обучались более 500 малышей в возрасте до года. Основные результаты относились к уровню здоровья, которые определялись, в частности, количеством заболеваний детей в течение года. Результаты были следующие: среди детей, которые занимались 5-6 раз в неделю, за год заболели всего 18 из каждых 100, а 82 не болели ни разу; вторая группа – дети, занимающиеся 2-3 раза в неделю – в ней не болели ни разу 42 малыша из каждых 100, те, кто болел, справлялись с болезнью легче и быстрее, чем обычно; в третье группе были дети, которые  вообще не занимались плаванием – за год в этой группе заболело 82 ребёнка (сайт http://nika-org.kiev.ua/swim/swim.htm)гр. пл. child2

 Под воздействием различных температур воды происходят изменения  и в работе нервной системы.  При длительном пребывании в холодной или тёплой воде наступает её торможении (гиперактивным детям рекомендовано плавание), а при кратковременном раздражении – возбуждение (например, обливание активизирует ЦНС).

Вода помогает адаптироваться маленькому человеку к гравитации. Особенно это заметно при погружении в воду младенцев, родившихся недоношенными. Врач-педиатр Мартынов С.М. (2003) так говорит об этом: «На протяжении первых месяцев жизни угнетающее действие на головной мозг младенца оказывает гравитация: она сковывает многие функции ребёнка, тормозит его развитие. Когда он находится в воде, то освобождается от такого воздействия гравитации (как известно, согласно закону Архимеда, человек, находящийся в воде, становится в 7-8 раз легче, чем он весит на земле), в частности устраняется характерная для новорождённых суставная и мышечная скованность, создаются дополнительные возможности для двигательных действий.»

Плавание требует координации всех мышц оппорно-двигательного аппарата. Они ритмично напрягаются и расслабляются, что благотворно влияет на осанку в любом возрасте, а особенно в первый год жизни, когда ребёнок начинает ходить. Сформированные в результате водных занятий сильные скелетные мышцы позволяют грудничкам раньше начать ходить без риска для здоровья и состояния позвоночника. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.

Благодаря ранней двигательной активности, возможность  которой предоставляет младенцам водная среда, быстрее и лучше идёт развитие коры головного мозга. Маленькие пловцы опережают своих не плавающих сверстников не только в физическом (на 2-3 месяца раньше начинают стоять и ходить), но и в общем развитии. Как отмечают Кардамонова Н.Н. (2001), Янушанец Н.Ю. (2003), Скрипалёв В.С. (2006) при начале занятий в ванне без опозданий (с 2-3 недель) и систематическом их проведении (5-7 раз в неделю) уже на четвёртом месяце жизни у ребёнка появляются самостоятельные осознанные активные движения в воде. 

Современные знания о развитии и формировании человека, становлении его личности позволяют говорить о том, что плавание в грудном возрасте имеет важнейшее воспитательное значение. Как наиболее удобная форма физической нагрузки для младенца, оно воспитывает с новорождённого возраста «привычку» здоровья, а это, безусловно, сказывается на судьбе, и только благотворно. Ребёнок с самого рождения овладевает особым ценнейшим искусством, как говорили древние греки, – искусством быть здоровым. Преодоление посильных трудностей (для тела – физиологический стресс по Аршавскому, для личности – достижение поставленных целей (доплыть до нужной игрушки, нырнуть за игрушкой и т.п.)) формирует характер. Я разделяю мнение В.С. Скрипалёва (2006) о необходимости включения плавания в образ жизни ребёнка с самого раннего периода или в любом другом возрасте по первой возможности. 

Водные занятия воспитывают жизненно важный на­вык – умение держаться на водеНыряние в обруч .

Плавание, умение погружаться без страха под воду, координировать своё тело и находить опору (дно), зацепки (ручки лестниц, руки или тело взрослого и т.п.)  сохраняет жизнь детей. Возможно, именно это прикладное значение плавания можно считать одним из самых  важных мотивов того, чтобы плавание стало образом  жизни для детей с рождения. Важнейшим условием успеха таких занятий является хорошая подготовка взрослого как теоретическая, так и психологическая.